Бог Яровит - Небесный Бог-Воин, защищающий вместе с
собратьями-соратниками, Руевитом, Поревитомъ, Поренутом и другими Богами, Земли
и Луны в созвездии Макоши и в системе Ярилы-Солнца.
Земли созвездия Большой Медведицы (Макоши) - прародина
многих из Славянских Родов, ибо наши Великие Предки первыми нашли и заселили
Мидгардъ-Землю.
Яровит - Небесный
Воитель, Бог Варяжской Руси был богом весенних гроз, туч и Вихрей и отличался
воинственным характером. Его имя дословно означает «Яро» – яростный, активный,
а «ВИТ» - ВИхрь То, или по-другому стремительный дух (то есть яростный
воинственный дух воина).
В латинских средневековых сочинениях отождествлялся с
римским Марсом.
Щит Яровита хранился на алтарной стене святилища в
Вольгасте, и снимался только в случае войны.Есть все основания полагать, что
именно аналог этого Щита был водружён Вещим Олегом над вратами Царьграда.
Аналогичное действие и сегодня называется «под эгидой» (Эгида - щит Зевса), то
есть под покровительством, в данной случае - Руси. С этим щитом и знаменем
Яровита выступали в военные походы. При этом он еще был покровителем
плодородия, разделяя эту участь с Ярилом.
В культурном центре языческого времени - Арконе на острове
Рюгене, где были установлены Капища Богов всего Собора племён, был единый Бог
для народа и острова - Ругевит. Яровит не входил в число Капищ на Арконе, по
той простой причине - так как являлся Кумиром.
Gero и Vit, в период Ла-Тена, передавали звание Бога как
Несущего Жизнь, в древнегерманской культуре. Учитывая атрибутику, функции и
звание Яровита в истории германских племён отыскивается и Его Имя собственное -
Бога Солнца Тиусто (Прародителя всех германских племён). Не исчезло в истории и
это Имя Бога, а хранится рядом европейских языков в обозначении «наследия», и
русским языком в современном понятии - тесто.
От лица Яровита - небесного воителя жрец произносил, во
время проведения празднеств и священнодействий, - «Я бог твой, я тот, который
одевает поля муравою и леса листьями; в моей власти плоды нив и деревьев,
приплод стад и всё, что служит на пользу человека. Всё это дарую я чтущим меня
и отнимаю у тех, которые отвращают от меня».
Существует славянская легенда о том как воин богатырь Яровит
достиг уровня Бога.
«Однажды отец
Богов и Богинь Сварог посетил землю под видом странника. Смотрит: возвращается
из краев славянских большой отряд басурман с богатой добычей. И пленных гонят
множество - красивых дев и отроков. Но тут, откуда ни возьмись, налетел на
басурман, как туча, сильномогучий богатырь. Где ни взмахнет мечом - там улица,
где ни ударит копьем - переулочек. Долго и неустанно бился он с вражьей силою и
наконец одолел всех до единого. Одолел, пленникам путы развязал,
накормил-напоил из запасов басурманских, а сам до куска хлеба даже не
дотронулся.
Подивился Сварог
такой немыслимой удали, приблизился к богатырю и говорит: - Как тебя
звать-величать, буй-тур молодец? - Яровитом батюшка с матушкой назвали. - Смел
ты и силен, как молодой бог. А ежели бы ты и впрямь стал богом, на что бы
силушку потратил? - Вижу, совсем не прост ты, странник, - богатырь ответствует.
- Уж коли выпала бы мне доля божественная, то украшал бы я землю-матушку по
весне травою-муравою, а деревья и кусты - зеленою листвою. - Отменное занятие,
- сказал Сварог. - Но это по весне, Яровит. А в другие времена года? - А летом,
осенью и зимою - да и весною заодно! - устилал бы я землю-матушку телами
басурман поганых. - Вот такого-то бога мне в небесах и не хватает! - воскликнул
Сварог и вознесся вместе с Яровитом в Ирий-сад»
Раньше на день Бога Яровита славяне обязательно собирали в
полях и лесах лечебные травы. Считалось, что именно в этот день они приобретали
активную (ярую) лечебную силу.
А вот такие песни
пели болгары –помаки , когда собирали растения по горам:
Песня
Старая Древница
(друидеса- жрица леса) пришла на село, ко дворам да прокричала: «Эй ты, старая
Ведьма (т. е. она звала ведающих матерей. Ведающая Мать-Ведьма, так называли в
старину мудрых женщин познавших лечение травами)! По утру рано, перед зарёй
Ясное Солнце уже на небе, но ещё не греет и не ласкает. А у нас сегодня день,
Яровита.
Как приходила в
этот день Жива Юда самовила, на гору с Яровитом и садились они под деревом, где
ясный родник-кладенец. Жива Юда воду брала, живую воду чудесную, лечебную и так
Богу службу служила водой его поила в Яровитов день. А потом из золотой чаши
травы и деревья этой водой поливала и живой силой с Яровитом Богом их наделяла.
А младые девчата травы эти собирали, древные ветки отсекали, и в города и села
их посылали. А там цари и волхвы ими людей исцеляли. Но нынче Юда рассердилась
не спускала златую чашу и чудо-водой лечебной травы не поливала, так как солнце
их не согревало.
И тогда Мать
Солнца ему промолвила: «Ой, Солнце родной сынок, что ты не пригреваешь, а на
небе всё играешь». Солнце в ответ ей говорит: «Ой, мати, как же мне пригревать.
По утру будет день, Яровита. Вот тогда как взовью тонкую саблю, как пущу лютую
стрелу, чтоб спустилась золотая чаша, да прыснула чудо-водой, лечебной, на
гору».
Услышала это
старая мать, да крикнула: « Ой, Юда Жива где же ты? Солнце уже встает жизненную
силу свою земле отдает». И тогда Юда
златую чашу наполняла да Яровиту Богу чашу подавала, да слово ему сказала: «Ой,
Боже родной братку, пей студену воду, но чуточку воды оставь, три капельки на
дне чаши, я отнесу их на небеса, во дворец ведь пришел твой день, Ясное Солнце
играет, но пока не согревает». Так ему Юда говорит, и Бог воды напился, и ей же
чашу подаёт, а в чаше, чудо - вода.. Вспорхнула Юда на небо тогда, к Солнцу, а
там матерь его сидит, и ей говорит: «Ой, Юда Жива. Знаешь ли Юда, не знаешь,
ведь нынче уже Яровитов день.
Девчоночки уже на
горе, ветки не секут, тебя ждут, ты им чудесной водой прысни, лечебной».
Входила Юда во дворец, к Солнцу, златую чашу подала да Солнце всё играет, в
десной руке злата чаша и с неё прыскает на гору, чудесной водой, лечебной. Так
старя Древница Ведьме пропела и выслушав её, та на гору быстро взлетела, и
видит, девчоночки заснули, задремали, ветки не секут божьего сигнала ждут.
Будит Ведьма их, будит, а они не пробуждаются!
Ведьма тогда
догадалась, и в село опять спускалась, да млад удальца Друду с собой брала.
Заиграл Друид на кувикле, и на гору они взошли, тут девы и пробудились, от
дрёмы поднялись, да на дерево забирались и ветки его секут, а Друид на кувикле
свистит, а Ведьма нитки всё сучит. Девушки же умаялись, да попадали на ветки, а
в устах у них златая пеночка, и они пеночкой ветки золотили и Ведьме их дарили
она их собрала и в чувал покидала, и отправилась в Стольный город, к царю и
говорит: «Ой, царь млад боярин, Ясно Солнце рассердилась, что жертву в коло (в
круге) Богам не воздали. Ведь пришел день Яровита Бога, а ты всё спишь без
просыпу! Я же тебе, царь, древны ветки не отдам, чтоб ты лечил млад удальцов да
девушек, болезненных! Что, царь, на эта скажешь?»
Царь ей в ответ
так говорит: «Ведьма, старая Древница, я сам не знал, не ведал, что сегодня
Яровитов день! Днесь ему жертву воздам. Тебя я мольбою молю, отдай мне древны
ветки, ветки лечебные, чтоб вылечить девченочку которая слегла, мало время уже
три месяца. Как жертву стану я воздавать, она песню запоет, чтобы Солнце
восславить и Живу Юду Самовилу с Яровитом Богом прославить, которая прыснула
чудесной водой лечебной, той же, что сам Бог пил, под деревом, под кизиловым».
Ведьма веток ему не дала, а сама во дворец пошла, где лежит девчоночка. Да ей
же слово говорит: «Девчоночка, ты вставай! Душа уже твоя намаялась, Душу свою с
Богами соединяй».
Ведьма тут
догадалась и златою слюной плюнула, и в неё попала, прямо в уста. Уста
озолотились, да осеребрились, и с постели дева вставала, и такое слово отцу в
сердцах сказала: «Ой тятя, ты же, царь-отец! Днесь настал, день Яраовита -
духов - день. Ясное Солнце играет, тонкую саблю взвевает, лютую стрелку пускает,
а ты всё сидишь, и Ясное Солнце не славишь да не чтишь! Да ты скорей, тятя,
пошли, древны ветки, лечебные, и будешь сам лечить, и тебя похвалой все будут
хвалить, что ты лекарь молодец».
Женщин, когда они
возвращались с горы в село с травами в руках, ожидали поселяне, которым они
лечебные травы и раздавали.
Слава Яровиту Богу!